Рейтинг@Mail.ru
СКУПКА АРБАТ
метро Арбатская. ул., Большой Афанасьевский переулок дом 36 119019 Москва
+7 (495) 766-22-45 7662245@mail.ru

Продать икону Богородицы Холмская

Про­ис­хож­де­ние её очень дав­нее. Со­глас­но мест­но­му пре­да­нию, ко­то­рое за­пи­са­но епи­ско­пом Иа­ко­вом Су­шей, она на­пи­са­на св. еван­ге­ли­стом Лу­кой и бы­ла при­ве­зе­на на зем­ли Ки­ев­ской Ру­си во вре­ме­на кня­зя Вла­ди­ми­ра, ко­то­рый по­сле кре­ще­ния по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле мно­же­ство икон.

Холм­ская ико­на изо­бра­же­на на трёх, со­еди­нен­ных вме­сте, ки­па­ри­со­вых до­щеч­ках.

В древно­сти эта ико­на бы­ла укра­ше­на дра­го­цен­ной ри­зой из ли­то­го зо­ло­та и эма­ли ви­зан­тий­ской ра­бо­ты. Но в 1261 го­ду, во вре­мя на­па­де­ния та­тар, пол­ки Бу­рун­дая при­шли на юго-за­пад­ную Русь и огра­би­ли г. Холм (се­го­дняш­ний Хелм, рес­пуб­ли­ка Поль­ша), в ко­то­ром на­хо­ди­лась свя­ты­ня. От них по­стра­да­ла и са­ма ико­на: с по­вре­жде­ни­я­ми изо­бра­же­ния в неко­то­рых ме­стах, та­та­ра­ми с нее бы­ла сня­та ри­за, а са­ма ико­на бы­ла утра­че­на. Толь­ко через 100 лет по­сле раз­ру­ше­ния Хол­ма свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на во вре­мя рас­ко­пок и тор­же­ствен­но уста­нов­ле­на в во­ста­нов­лен­ном холм­ском со­бо­ре. В на­ше вре­мя на изо­бра­же­нии вид­но две яз­вы, ко­то­рые бы­ли на­не­се­ны та­та­ра­ми: од­на на ле­вом ее пле­че (от уда­ра саб­лей) и дру­гая на пра­вой ру­ке от стре­лы. Име­ет­ся бла­го­че­сти­вое пре­да­ние, что нече­сти­вые та­та­ры, гра­бив­шие храм, бы­ли немед­лен­но на­ка­за­ны: они ослеп­ли.

С пе­ре­хо­дом холм­ско­го епи­ско­па Ди­о­ни­сия Зби­руй­ско­го в 1596 г. в унию, холм­ский со­бор и ико­на ока­за­лись в ру­ках уни­а­тов. В 1650 г., во вре­мя вос­ста­ния ка­за­ков Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го в Укра­ине, уни­а­ты бы­ли вы­нуж­де­ны вер­нуть ее пра­во­слав­но­му епи­ско­пу Ди­о­ни­сию Ба­ла­ба­ну по Збо­ров­ско­му со­гла­ше­нию; при этом ико­ну пы­та­лись при­пря­тать. По­это­му она бы­ла об­ре­те­на толь­ко через опре­де­лен­ное вре­мя в под­зе­ме­лье. В сле­ду­ю­щем 1651 г. вой­на вспых­ну­ла с но­вой си­лой, ико­на опять по­па­ла в ру­ки по­ля­ков. По со­вету Иа­ко­ва Су­ши, поль­ский ко­роль Ян-Ка­зи­мир взял Холм­скую ико­ну с со­бой в по­ход, по­сле ко­то­ро­го она бы­ла вы­став­ле­на в Вар­ша­ве в ча­совне ко­ролев­ско­го двор­ца, где оста­ва­лась до 1652 г. По­бе­ду над ка­за­ка­ми Ян-Ка­зи­мир при­пи­сы­вал по­мо­щи Бо­го­ма­те­ри, Холм­ская ико­на Ко­торой бы­ла с ним в по­хо­де. В бла­го­дар­ность за это ко­роль воз­об­но­вил в Хол­ме уни­ат­скую ка­фед­ру и пе­ре­дал ей ико­ну. 29 ап­ре­ля 1652 г. она бы­ла уста­нов­ле­на в со­бо­ре г. Хол­ма. Меж­ду тем, вой­на меж­ду Поль­шей и Укра­и­ной вспых­ну­ла с но­вой си­лой. То­гда ко­роль сно­ва взял чу­до­твор­ную Холм­скую ико­ну на по­ле бит­вы, но по­мо­щи она ему не при­нес­ла. Под Жван­цем поль­ское вой­ско по­тер­пе­ло по­ра­же­ние. По­сле это­го холм­ская свя­ты­ня бы­ла воз­вра­ще­на в холм­ский со­бор, где на­хо­ди­лась до на­ча­ла на­ше­го сто­ле­тия.

Во вре­мя гос­под­ства унии име­ли ме­сто по­пыт­ки ла­ти­ни­за­ции чу­до­твор­ной ико­ны и са­мо­го холм­ско­го со­бо­ра. Ико­на бы­ла по­став­ле­на в ал­та­ре, над глав­ным пре­сто­лом (по ка­то­ли­че­ско­му обы­чаю). В 1765 г. рим­ским па­пой, ико­на бы­ла ко­ро­но­ва­на дву­мя зо­ло­ты­ми ко­ро­на­ми. К пе­ред­ней ча­сти пре­сто­ла, над ко­то­рым она на­хо­ди­лась, бы­ла при­креп­ле­на се­реб­рян­ная пла­сти­на с ба­ре­лье­фа­ми и ла­тин­ски­ми над­пи­ся­ми (на се­го­дняш­ний день хра­нит­ся в Мос­ков­ской ору­жей­ной па­ла­те).

В пер­вой по­ло­вине 19 в. Холм­ская ико­на и со­бор бы­ли воз­вра­ще­ны пра­во­слав­ной об­щине. Свя­ты­ню тор­же­ствен­но уста­но­ви­ли в ико­но­ста­се над Цар­ски­ми Вра­та­ми.

Пе­ред этой ико­ной со­вер­ша­лось мно­го чу­дес­ных яв­ле­ний. Рас­ска­зы о них со­дер­жат­ся в от­дель­ной кни­ге ар­хи­манд­ри­та Иоани­кия Го­ля­тов­ско­го «Но­вое небо».

Во вре­мя на­ше­ствия та­тар вре­мен Ба­тыя, неко­то­рые их от­ря­ды под­сту­пи­ли к г. Холм. В го­ро­де в это вре­мя жи­ли две бла­го­че­сти­вые княж­ны. Ви­дя невоз­мож­ность за­щи­тить­ся си­лою ору­жия, они вме­сте с дру­ги­ми людь­ми об­ра­ти­лись в мо­лит­ве пе­ред Холм­ской ико­ной Бо­го­ро­ди­цы с про­ше­ни­ем взять го­род под Свой по­кров. По­сле это­го жен­щи­ны взя­ли из хра­ма чу­до­твор­ную ико­ну и по­ста­ви­ли ее на­про­тив войск про­тив­ни­ка на стене кре­по­сти. На та­тар­ское вой­ско на­шло ка­кое-то на­ва­жде­ние: го­ра, на ко­то­рой на­хо­дил­ся го­род, на­ча­ла ка­зать­ся им кру­че и вы­ше, чем бы­ла на са­мом де­ле. И чем бли­же они при­бли­жа­лись, тем силь­нее им ка­за­лось. Охва­чен­ные па­ни­кой они на­ча­ли убе­гать. Так, чу­дес­ной по­мо­щью, го­род был спа­сен.

В на­сто­я­щее вре­мя Холм­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в экс­по­зи­ции му­зея Во­лын­ской ико­ны г. Луц­ка.









Добавить комментарий